top

Декларация о праве детей на будущее

Признавая ценностью будущее развитие России как сильной и конкурентоспособной державы,

признавая свою ответственность за будущие поколения,

принимая во внимание, что действия, совершенные сегодня, будут иметь отражение в будущем,

принимая во внимание , что инвестиции общества и государства в воспроизводство прошлого и настоящего закроют возможности для следующего шага в будущем,

а также

принимая во внимание принципы и права, провозглашенные мировым сообществом во Всеобщей Декларации прав человека и в Конвенции о правах ребенка и

обязуясь прикладывать все усилия по реализации этих принципов в жизни и деятельности,

признавая важность всеобщего сотрудничества для повышения значимости детства в обществе и государстве,

Общественная палата Российской Федерации

провозглашает настоящую Декларацию о праве детей на будущее с целью обеспечения права на будущее, на развитие, на собственное благо и на благо общества и государства,

призывает родителей, граждан, а также добровольные и общественные организации, местные и государственные власти – признать и соблюдать эти права путем реализации их в жизни и практической деятельности, путем законодательных и других мер,

и предлагает объединить усилия всех заинтересованных сторон по обеспечению прав детей и созданию условий по их реализации под эгидой Общественной Палаты Российской Федерации согласно со следующими принципами: 

Принцип открытости будущему и изменениям

Мы живем в эпоху изменений – общество меняется несколько раз за время жизни одного поколения, - а потому не можем допустить, чтобы дети воспитывались в условиях воспроизводства старых порядков. Обеспечение детей возможностями для того, чтобы быть готовыми к изменениям будущего и для того, чтобы самим создавать эти изменения – требование к обществу, которое заботится о своем будущем. В соответствии с этим принципом дети должны быть наделены следующими правами:

Право на квалифицированное воспитание

Мы признаем, что дети должны воспитываться в условиях разнообразных возможностей, а следовательно основным требованием к родителям и к государству является формирование для детей возможностей для будущей жизни. Квалификация родителей, а также уровень квалификации государственных учреждений, куда попадают дети, не имеющие родителей, должна позволять это делать. Принцип воспитания детей по старым образцам – принцип консервативного общества, а не общества, которое заботится о своем будущем.

Право на современное образование

В условиях постоянных изменений знания, на передаче которых построена система российского образования, быстро устаревают и сменяют друг друга. Поэтому если мы хотим сделать будущее доступным для наших детей, мы должны изменить приоритеты образования - уйти от теоретического образования, к образованию, которое развивает способности и позволит в будущем быть конкурентоспособными с обществами, задающими тон в миропорядке. Мы должны разработать новый минимальный стандарт образования, который должен опираться на знание языков, компьютера, финансовую и юридическую грамотность, на умение быстро ориентироваться в разнообразии знаний, получать все новые знания и уметь отказываться от старых, а также навыки построения отношений и правильной социализации. Именно эти навыки и умения в современном мире становятся базой, дающей возможность подключаться ко всему многообразию возможностей будущего.

Право на современность

Дети имеют право на освоение современных технологий и включение в современные процессы общества. Дети не обязаны проходить весь эволюционный путь человечества, а будущую современную жизнь откладывать на потом – они должны быть с самого рождения включены в современные условия и пользоваться всеми предоставляемыми возможностями здесь и сейчас, а не через десятки лет «когда подрастут».

Принцип равноправия

В условиях все более разнообразного мира, а также разности изначальных возможностей детей, мы понимаем, что интересы детей в целом и каждого ребенка в отдельности должны быть услышаны обществом и должны восприниматься как ценность. Интересы детей должны реализовываться обществом на практике, а не оставаться благими пожеланиями. В соответствии с этим принципом дети должны обладать следующими правами:

Право на разнообразие и равноправие жизненных путей

В современных условиях траектории успеха не могут быть одинаковы для всех и преподноситься детям как универсальные. Дети должны иметь право на построение собственного жизненного пути и собственной истории успеха, которая не будет делать их ущербными по отношению к обществу и осуждаться им.

Право на голос и справедливость

Детям должно быть предоставлено право и возможность стать полноправными участниками внутрисемейных отношений, право голоса на семейных советах и при принятии решений. Мнение ребенка должно учитываться, а участие в семейной жизни и отношениях необходимо выстраивать, исходя из принципов справедливости. Воспитание детей должно происходить в условиях любви и заботы.

Право на интеграцию в общество

В условиях все увеличивающихся миграционных потоков мы не можем отказываться от детей иммигрантов, потому что они также участвуют в формировании нашего будущего и будущего наших детей. Дети иммигрантов должны обладать правом и получить возможность интеграции в русское общество, должны обладать правом и возможностями для роста и развития сообразно своим способностям.

Дети с ограниченными возможностями должны также обладать правом на интеграцию в общество. Для этого необходимо строить системы компенсации для таких детей – государство и общество должно прилагать все усилия для того, чтобы дети с ограниченными возможностями становились полноправными членами общества.

Право на убежище

Мы понимаем, что дети не должны становиться заложниками своей зависимости от взрослых, а потому каждый ребенок должен иметь право на убежище и на место, где они чувствуют себя в безопасности: от взрослого мира, от жестокости, от принуждения, от насилия. Общество должно создавать безопасную и дружественную детям среду. Государственные и иные институты, сообщества, семьи должны прилагать усилия для формирования среды, в которой дети чувствуют себя комфортно и удобно.

Принцип открытых возможностей

При осуществлении программ развития сегодня, мы должны понимать, что не мы наследуем страну у прошлых поколений, мы взяли ее взаймы у наших детей. Учет при реализации проектов того, что наши действия не должны закрывать возможности для развития следующих поколений, должно стать основным принципом наших действий. В соответствии с этим принципом дети должны обладать следующими правами:

Право на развитие

В условиях дисциплинарного общества, в котором применяется система принуждений и наказаний, возможности для развития детей оказываются ограничены системой. Мы понимаем, что общество не вправе закрывать возможности для будущих поколений, а потому дети должны обладать возможностями для развития, причем эти возможности должны быть построены как многовариантные и разнообразные.

Право на множественность выбора и разнообразие

Общество должно предоставить детям разнообразные формы возможностей – образовательные, развлекательные, развивающие, воспитательные, возможности по включению во взрослую жизнь. Создание привлекательности и разнообразия возможностей для детей должно стать одним из основных пунктом приложения усилий общества и государства, потому что именно в условиях разнообразия возможностей вырастает сильное и демократическое общество.

Принцип молодости общества

Мы понимаем, что общество, в котором мало детей, обречено на старение, а потому программы направленные на мотивацию рождения, усыновления, перемещение детей мигрантов – все, что позволит увеличить количество детей, и делает наше общество молодым должно поддерживаться. При этом мы не снимаем с себя ответственность за тех детей, которые есть уже сегодня.

Понимая всю сложность воплощения провозглашенных нами принципов, и того, что задача их реализации ложится на нас, мы подписываем эту декларацию, подтверждая нашу готовность создавать будущее для наших детей.