top

Интервью с Максимом Голубем, генеральным директором компании «Мир детства», на тему современного детства

Справка:

Голубь Максим Генрихович, генеральный директор  компании «Мир детства».

Компания «Мир детства»  работает на рынке товаров для детей уже более 13 лет. Сегодня "Мир детства" - единственная российская торговая марка для новорожденных, в которой представлено более 350 наименований товаров, необходимых ребенку в первые годы жизни. Эта марка включает несколько категорий товаров, объединенных для удобства покупателей в серии:

  • товары для новорожденных - серии "Растем", "Здоровье", "Золотая серия", "Винни-Пух";
  • игрушки - серия "Играем", «Я познаю», «Я создаю», «Я общаюсь»;
  • косметика "Мир детства";
  • программа "Здоровый малыш", «Бережный уход», «Здоровый малыш», «Зима», «Лето», «Домашняя чистота».

Вся продукция, выпускаемая под торговой маркой "Мир детства", разрабатывается специалистами компании с учетом современных стандартов безопасности, рекомендаций детских врачей и последних тенденций в дизайне. Изделия "Мир детства" проходят тщательную сертификацию и полностью отвечают требованиям российских стандартов.

В 2005 году компания открыла уникальный на российском рынке семейный центр «Ого-Город». Сегодня это центр развития, развлечений, покупок и угощений для всей семьи, который поддерживает и развивает культуру семейных отношений. 

В ноябре 2000 года торговая марка "Мир детства" была удостоена престижной премии в области эффективного маркетинга и рекламы - звания "Брэнд года-2000").


«СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО» или новая концепция развития культуры современной семьи

Проект «ДЕТСТВО» окажет значительное конструктивное влияние на формирование будущего страны, в том числе через осознание обществом, властью и бизнесом первоочередности и значимости поставленных задач.
Участие в реализации проекта дает возможность сделать вклад в будущее процветание страны и получить новый опыт решения разнообразных по сложности и масштабам задач. Один из активных участников проекта - Максим Голубь, который сформировал концептуальный подход к периоду детства в рамках реально действующей бизнес-системы.

Компания «Мир детства» выглядит хорошо структурированной, системной. Как долго Вам пришлось формировать такой подход к своему делу?
- С первого дня создания компании в 1995 году, мы поставили для себя очень четкие рамки: мы работаем с товарами и услугами для детей России. Отсюда и формировалась наша внутренняя философия - производить и продавать услуги для российских детей.

На сегодняшний день, уже имея большой опыт развития бизнеса, мы пришли к тому, что сейчас невозможно говорить отдельно о товарах для детей, об образовании или о медицине. В конечном итоге товары для детей - это та предметная среда, через которую возможно передавать определенные нравственные ценности обществу, и родителям в первую очередь. Нельзя воспринимать мир детских товаров как коммерческое дело. На самом деле это предметная среда, в которой формируется представление новых поколений о мире, может быть даже - система ценностей для семьи в целом.

Поэтому в основном мы акцентируем свое внимание на семье, а семья - это родители и дети до 10 лет.

То есть вот так - сразу, Вы уже себе представляли свою работу, еще в середине 1990-х?
- Конечно, наша корпоративная система ценностей не сложилась полностью в 1995 году, она постепенно развивается, уточняется и добавляется. Любые ценностные представления не могут быть избраны на всю жизнь, ведь они также претерпевают развитие, как и рост ребенка.

Убежден, что уровень внимания к детям, к детству в целом показывает, как растет общество. Так же развивалась и наша компания: сначала были одни ценности, затем мы расширяли горизонты своих представлений и усложнили нашу работу, добавив в миссию социальную ответственность. Необходимо вовремя уйти от некоторого эгоизма и попытаться слиться с развивающимся рядом обществом.

Постепенно расширение границ привело к тому, что мы поняли, что мы не отдельные игроки на рынке. Все, кто работает с детьми и для детей - это часть целого.

Вот путь выхода из кризисных ситуаций: сплотить все силы в одну систему, в один проект.

Основная задача, скажу честно, сегодня не в практической плоскости. Мы понимаем, что есть система ценностей, есть уровни развития, и их можно описать. Но сохраняется огромная проблема: пропасть между тем, что сказано и тем, что сделано. Наша страна остается, как и была всегда, очень богата уникальными, гениальными достижениями в области разработки и воспитания. Но, как и всегда, очень сложно с реально работающими проектами. Общеизвестно, насколько много интересных инициатив в области поддержки детей, в области поддержки беспризорных детей, и во многом другом было задумано. Но, как только мы говорим о том, что требуется каким-то образом превратить такие инициативы в общепринятую культуру общества, мы сразу же натыкаемся на то, что нет механизма, который позволит включить в общественную жизнь, в практику самые прекрасные инициативы.

Между тем, механизмы давно работают во всем мире: это реальные рычаги бизнеса, которые должны потихонечку переходить в некоммерческие партнерства, сотрудничать с государством. Мы для себя, как творческий коллектив коммерческой компании, ставим задачу войти в некоммерческое партнерство, способное работать с государственными и общественными структурами.

И вот если нам удается соединить эти три силы, конечно же, с привлечением ведущих ученых страны, то мы будем способны реально создавать комфортную и развивающую среду для семей. И эта среда постепенно создаст новую культуру, не только культуру детства, а также новую культуру семьи.

Как это представить? Как принцип продаж компании ИКЕА? Купил один винтик, смотришь - уже вся квартира обустроена с помощью ИКЕА!
- Нет, я не согласен с таким сравнением. Мы на сегодняшний день прежде всего развиваем собственные центры услуг, созданные по своим методикам.

Мы организовали научные исследования в области развития детей, и пытаемся полученные результаты превратить сразу в инструменты, которые доходят до потребителя через товары и услуги.

Расскажите подробнее о направлении научных работ.
- Прежде всего, мы опираемся на отечественные достижения, и все исследования организованы на базе отечественных институтов. Создан Институт современного детства, в котором разрабатываются три основных направления: это педагогика, физиология и психология, то есть составляющие системы образования.

Вы разворачиваете исследования, вкладываетесь в науку, но ведь надвигается демографический кризис! Если завтра вдруг упадут продажи…
- Кризис только надвигается, и все пока еще готовятся к предстоящему демографическому спаду. Сегодня же мы наблюдаем кратковременный всплеск рождаемости. Надо отметить, что на детском рынке сейчас работает и второй фактор: постепенно растет культура воспитания, во многих семьях готовы больше тратить на своих детей. Скажем, что у отдельных участников рынка есть даже некая эйфория от динамики роста рынка. Конечно же нужно понимать что все эти факторы достаточно краткосрочные, и мы ожидаем, что общая тенденция, в том числе и демографического кризиса, насыщения рынка, приведут к тому что действительно ситуация может постепенно ухудшаться. А пока мы с уверенностью вкладываемся в науку, проводим исследования, потому что уверены, что мир не может стоять не развиваясь, потому что уверены, что обратного пути у нас нет, нужно помогать развивать новую культуру семьи.

А что такого «революционного» вы производите сегодня и продаете? Какую вещь или технологию можно сравнить, например, с эффектом появления стиральной машины, «освободившей» женщин?
- Дело в том, что освобождение женщины состоялось гораздо раньше, чем появилась стиральная машинка. Произошло это, когда появился паровой двигатель, я думаю.

Конечно, мы должны понимать, что изменения средств производства отражает изменения уровня сознания общества и что родители, семья также включены в эти изменения. Было бы иллюзией предполагать, что сейчас, когда среди взрослых прослеживается тренд на индивидуализацию, на самореализацию личности, что мы сможем вернуться к каким-то отношениям патриархальной «классической» семьи.

Скорее всего, сейчас мы и государство должны создавать культуру новой семьи, когда работающие родители получают возможность воспитывать детей, видеть их, т.е. вернуться в семью, но на новом эволюционном витке, не утрачивая современных ценностных ориентиров. Вот это действительно большая и очень важная задача. Если мы просто попытаемся вернуть новых матерей к соскам и бутылочкам, то мы пойдем против эволюции общества, и у нас ничего не получится.

Мы говорим о концепции жизни активной мамы, которая гораздо раньше включается в нормальный социум и чувствует себя совершенно полноценной в любом своем периоде: и беременной, и только что родившей. Активная мама уже не выключается из общего процесса на какой-то длительный период, что можно было наблюдать раньше.

Мы считаем, что наши товары способствуют именно реализации такой семейной стратегии. Вот такие принципы используются при подборе ассортимента.

Второе направление, которое у нас развивается - Центр услуг. И здесь в основу положена та же философия «возвращения в семью»: это должны быть совместные семейные занятия, которые позволят больше времени проводить вместе и решать общие задачи, связанные как с развитием детей, так и с развитием родителей.

Все-таки современный человек должен постепенно переходить от воспитания детей к развитию семьи в целом. Невозможно развивать ребенка, если родители при этом остаются на каком-то другом этапе, т.е. воспитаны в другой среде и другой культуре. Поэтому с семьями нужно работать комплексно. Центр услуг позволяет включаться и мамам и папам в процесс воспитания гораздо раньше, и в тоже время больше времени проводить в семье.

Подробнее расскажите об услугах семейного центра «ОГО-город» компании «Мир детства».
- Самая лучшая услуга - это когда мы создаем продукт, который позволяет понять и пережить каждому, что материнство и семья означает счастье, что быть родителями - это весело, что семья - это возможность для раскрытия человека. Если через наш Семейный центр такая идея будет продвигаться как общепринятая культура, то она постепенно начнет приживаться в сознании Россиян. Возможно, так мы решаем одну из основных проблем - сокращение рождаемости.

Сейчас мы тестируем, по сути, ту политику, которую в дальнейшем хотим использовать максимально широко. Создан Центр, в котором родители вместе с ребенком погружаются в некую атмосферу детства, вспоминают в себе ребенка, начинают проводить больше времени вместе, взаимодействуя друг с другом.

В большинстве семей мать с ребенком хоть как-то взаимодействуют, а отец на сегодняшний день просто «исключен» из семейной жизни. Стоит взглянуть даже на наши журналы, чьи заголовки гласят «Мамы» или «Мама и дитя»... Позвольте задать такой вопрос: а где же папа? Такое ощущение, что сегодня отца у нас нет. Организованы огромные дискуссии о том, «а пускать ли отца в роддом?». Как будто отец не является равным участником в этом разговоре. Понятно, что это следствие послевоенных фрустраций в обществе. Когда-то естественным образом женщины взяли на себя часть  мужских функций в семье, и сегодня это видимо продолжается по инерции.

Значит, нам необходимо создать среду, где отец сможет на самых ранних этапах взаимодействовать со своими детьми. Для этого мы создали семейный Центр, куда дети приезжают вместе с отцом. У нас уже организовано несколько зон на разных этажах. Это зоны обучения, зоны развлечения, зоны - магазины, и зоны - семейные кафе. В каждом зале семья или праздновать день рождения, или участвовать в театральном представлении, или получить консультацию специалиста. Ребенок может пройти какие-то курсы и потом ходить по личной карте развития, т.е. добавлять занятия, которых нет в обычном детском саду. Мы создаем не заменяющуюся систему, а дополнительную систему развития для семьи.

Все это прекрасно. Но тут видна еще одна проблема: а как в Центре себя почувствуют, например, мусульманские семьи? Бывают ли здесь  мигранты или иностранцы?
- У нас, конечно, бывают иностранцы. Более того, есть уже постоянное сотрудничество со школами, в которых много детей иностранных специалистов, работающих в Москве. Но без диалога со всеми участвующими в делах мигрантов госструктурами, без выделения консультативного органа, который будет объединять политику разных социальных институтов, невозможно решить такие глобальные вопросы.

Предположим, мы начинаем говорить о толерантности к исламским детям, и проводим вместе с ними праздник. А рядом на территории рынка, к примеру, в это же время происходит милицейский рейд…

Мы очень часто, показывая детям красивые идеалы, потом отправляем их в семью, где они слышат совсем другое, и в итоге получается еще худший эффект. Наш праздник оказывается иллюзией, не соответствующей реальной жизни. Поэтому если мы одновременно не будем получать поддержку и со стороны госорганов, и со стороны общественных организаций, то ситуация просто-напросто опять будет отложена до следующего кризиса.

Наш Центр сейчас как флагман дает множество различных и сложных услуг, а также сервисов для тех людей, которые действительно в этом заинтересованы.  При этом мы понимаем, что для того, чтобы решить проблемные ситуации на уровне страны, мы должны предложить более простую и легкую систему, более технологичную, которую возможно воспроизвести на разных площадках. Пока что такая система нами еще разрабатывается.

Необходимо объединиться с государством, а также с общественными организациями, и совместными усилиями создавать по всей стране сеть Центров развития. Требуется социальная программа, благодаря которой мы сможем вовлечь в эти центры большое количество населения, прежде всего - поддержать уже созданные семьи, многодетные. И мы готовы  вовлекать  людей, которые вообще выпали из существующей социальной системы.

Мы разрабатываем программы развития семьи, которые хотим в скором времени представить для государственных, правительственных структур.

Ваши специалисты прекрасно разработали систему дошкольного и внешкольного образования. А как Вы видите будущее массовой школы?
-  Массовая современная школа, «новая школа» должна развивать все идеи, которые мы закладываем на начальном этапе развития детей, то есть гармоничное развитие ребенка.
Соответственно в школе должно быть тоже самое: требуется отходить от сухого преподавания предметов, должны быть созданы условия для развития человека с точки зрения психологии, физиологии и много другого.

Я считаю, что школа должна быть адекватна как инструмент тому этапу, на котором уже живет все общество. Иначе школа не будет востребована, или же она будет порождать таких учеников которые, в конце концов, не смогут социализироваться. Вот эти простые и четкие истины: сначала нам нужно заявить государственную политику, что мы хотим сделать, какой должен быть имидж современного человека, семьи, ребенка и тогда система образования «впишется» в требования общества.

Одна из тяжелых проблем современности вообще не учитывается в существующем образовании. У ребенка на сегодняшний день растет объем поступающей информации, который он воспринимает из окружающего мира – это радио, телевидение, Интернет, а школа и родители пытаются «нагружать» ребенка все больше и больше.

Информация стала доступной, очень легко получить любые знания, на любую тему. Поэтому надо не «нагружать», а как можно раньше дать детям навыки четкой адаптации в этом потоке информации. Мы должны сделать трехлетку экспертом, который будет точно понимать, какую информацию ему брать, а от какой отказываться. И этого же хочет каждый взрослый, но он боится выпустить своего ребенка в Интернет, потому что у ребенка отсутствует внутренняя система.

Более того, количество воспринимаемой информации в секунду времени у современного ребенка на порядок выше, чем у взрослого. И вот здесь возникает проблема: он не может из этого потока информации самостоятельно выбраться, и тогда он закрывается, и он уходит в себя. 

Что же делать? Надо полностью заменять педагогический состав в младшей школе? Как изменить ситуацию в массовом образовании?
-  На сегодняшний день проблема не только в том, что школа заставляет что-то детей делать, и они теряют способность к творчеству и инициативу, есть и другая сторона. Без четкого выставления границ и обязательств у современного ребенка во взрослом возрасте не появится из ниоткуда  ответственность и понимание своей роли в обществе. И если мы просто позволим ему не делать того, чего ему не хочется, а убегать туда, куда ему хочется, то мы не решим проблемы с воспитанием.

Менять нужно систему образования, нужно менять систему отношений в обществе, т.е. мы говорим о целой комплексной методике развития, которую мы с удовольствием представим на выставке «Лучшее детям».